Реклама партнёров

История создания бытовой радиоаппаратуры


Разделы
 Главная
 Радиолампы
 Купи продай
 Софт
 Репитеры Пензы
 КВ аппаратура
 DX Cluster
 Поиск
Счётчики
Яндекс.Метрика

Разное
Двунаправленный усилитель
Интерфейс для цифровых видов связи
RTTY - SSTV модем
Двух транзисторный ГПД
Кварцевый генератор с перестраиваемой частотой
Кварцевый генератор с плавной перестройкой частоты
Кварцевый генератор
Кварцевый гетеродин для трансвертера
Изготовление ВЧ - дросселя
Оптимизированные катушки индуктивности
Катушки в магнитопроводах СБ12-1а
ВЧ генератор с повышенной стабильностью
Стабильный генератор вч
Генератор для настройки антенн
Простой генератор РЧ
Двухтональный генератор
Высокостабильный двухтональный генератор
Дополнительный громкоговоритель с ФНЧ для радиостанции
Настольный "спикер"
Кольцевые магнитопроводы Amidon
Полосовые фильтры высококачественного трансивера
КВ преселектор трансивера
Согласующий ВЧ трансформатор
Диапазонные фильтры для КВ диапазонов
Детектор скрытой проводки
Индикатор напряженности поля
Несложный индикатор напряженности поля
Питание ноутбука от автомобильного аккумулятора
Восстановление аккумулятора ИБП
Восстановление автомобильных аккумуляторов
Изготовление самодельных предохранителей
Чемпионат глазами судьи
Блок питания автомагнитолы
Блок питания радиостанции
Блок питания конструкции UA1FA
Стабилизатор напряжения с защитой по току
Низковольтный источник питания
Блок питания 0...30 Вольт
Блок питания для импортного трансивера
Регулируемый блок питания (Imax=1,5А)
Блок питания 13,8 Вольт
Компенсация падения напряжения
Низкочастотный компрессор-АРУ
Микрофонный усилитель трансивера
Простейший микрофонный усилитель
Микрофонный усилитель
Микрофонный усилитель с компрессором
Простой микрофонный усилитель с ФНЧ
Микрофонный усилитель на LM 833
МКУ с ограничителем на диодах
Формирователь DSB на ИМС К174УР1
НЧ фазовращатель для ssb - модулятора
Подбор диодов для балансных смесителей
Электронный предохранитель на герконе
Уменьшение времени срабатывания реле
Простой телеграфный ключ
Устройство грозозащиты
Датчик КСВ метра
Радиочастотные мощные DMOS транзисторы
Оптоэлектронное реле
Уменьшение нагрева трансформаторов
Автомат защиты сети от перенапряжения
История БРЭА
Добавлено:21.06.2013



Члиянц Георгий (UY5XE)

Вполне естественно, что разработка бытовой радиоэлектронной аппаратуры (БРЭА) в области низких частот, как и любая другая отрасль радиоэлектроники, основывается на общих как теоретических, так и практических разработках в области радиотехники.
      К основным из теоретических и практических разработок и изобретений, легших в основу появления как базовых элементов, так и готовых конструкций и изделий БРЭА, можно отнести:
- Изобретение 3 июня 1875 г магнитного микрофона шотландским изобретателем Александером Грейамом Беллом [1847-1922], а также получение им в период 1884-1886 гг ряда патентов в области записи и воспроизведения звука.
- Предоставление 3 апреля 1877 г французским поэтом, музыкантом и ученым Ш.Кро [1842-1888] Французской академии своего доклада - "Процесс записи и воспроизведения явлений, воспринимаемых слухом".
- Изобретение американцем Томасом Алвой Эдисоном [1847-1931] 13 августа 1877 г фоновалика, вошедшего в историю как "Звуконоситель фонографа Эдисона", на котором была записана первая в мире фонограмма. Эдисон интересовался этой проблемой из-за частичной потери своего слуха. От обернул цилиндр станиолем, утановил вплотную к ним иглу, с помощью рукоятки привел цилиндр во вращение и в рупор, подсоединенный к игле, прокричал детские стихи: "У нашей Мэри есть маленькая овечка" и опять приведя цилиндр во вращение - из рупора услышал разборчиво свой голос. Через 10 лет он доработал свой фонограф и в 1888 г записал на фонограмму игру 12-и летнего пианиста Джозефа Гофманна. Впоследствии Эдисоном был изобретен угольный микрофон (1889 г), создан прототип диктофона и др. устройств БРЭА.
- Создание в 1888 г немецким инженером Эмилем Берлинером [1851-1929] первой граммофонной пластинки (цинковый диск, покрытый тонким слоем воска) и аппарата для воспроизведения звука - граммофона (позднее, его портативный вариант был назван патефоном). "Диск Берлинера" позволял снимать с него металлическую копию-матрицу (1903 г) для массового производства граммпластинок методом штамповки: вначале из целлулоида, затем - из эбонита и каучука, а позднее - из шеллачных смол - винилита (первая в мире граммпластинка, сделанная Берлинером, хранится в Национальном музее США в Вашингтоне).
- Изобретение в 1898 г англичанином Оливером Джозефом Лоджем [1851-1940] громкоговорителя, основанного на изобретении его составной части - колебательного механизма (патент от 1877 г немецкого электротехника и предпринимателя Эрнста Вернера Сименса [1816-1892], вошедшего в историю и как организатора крупных концернов: "Сименс и Гальске" и "Сименс и Шуккерт").
- Изобретения американца Ли де Фореста [1873-1961]: в 1906 г - триода и позже, на его основе, лампового детектора и усилителя ("аудион Ф"), а в 1916 г - системы звукозаписи ("фонофильм").
      В 1890 г предприниматель Джонсон открыл в городке Камдена (шт.Нью-Джерси, США) небольшую механическую мастерскую по производству граммпластинок и фонографов (впоследствии переросшую в крупнейший концерн "PCA Victor" - сфера интересов Берлинера и Джонсона). В конце 19-го - начале 20-го веков создаются компании и фирмы по производству граммофонов и патефонов: в США - "Columbia" (сфера интересов Белла и Тэйнтера) и "Edison", "Pathe" (Франция), "His Master's Voice" (Великобритания) и "La voce del Padrone" (Италия). В 1901-1902 годах английским акционерным обществом "Граммофон" в Риге открывается фабрика по производству граммпластинок.
      К началу 20-го века было выпущено около 3 тыс. наименований пластинок общим тиражем свыше 4 млн. экз. (до 1903 г граммпластинки выпускались только односторонние и главным образом с записями декламационно-разговорного жанра, маршей, вальсов, песен и романсов, т.к. инструментальную музыку не позволяло производить техническое несовершенство записи).


     В 1903 г в США и Великобритании появились двухсторонние диски пластинок.
      В 1907 г в Париже граммпластинки с записями выдающихся певцов Ф.Таманьо, Э.Карузо и А.Патти были торжественно помещены в оцинкованные герметические футляры для сохранения (было принято решение об их вскрытии через 100 лет - что должно произойти в 2007 г).
      С годами, скорость вращения диска у проигрывающих аппаратов изменялась от 90-100 об/мин до 76-80 об/мин. В 1925 г в мире был принят единый стандарт - 78 об/мин. Запись на диск производилась по т.н. методу поперечно-глубинной записи.
      Тем не менее промышленность по производству граммпластинок была на пороге выдающихся достижений, которые вывели выпускаемую ею развлекательную аппаратуру далеко вперед по сравнению с громоздкой пластинкой, рассчитанной на 78 об/мин и тяжелыми звукоснимателями со стальными иглами. Специалисты этой отрасли поняли, что более легкий звукосниматель позволит уменьшить износ пластинок и улучшить качество работы. И поэтому, соединив иглу с биморфным пьезоэлементом из кристалла сегнетовой соли, изготовители выпустили к концу 30-х годов на рынок целый ряд кристаллических (корундовых) звукоснимателей, позволяющих снимать с пластинки сигналы при нажиме 28-56 грамм.
      В 30-е годы вместе с корундовыми звукоснимателями появились и регуляторы тембра звука.
      Уже начиная с 30-х годов инженеры стремились к трем вещам: более достоверному воспроизведению, более долгоиграющим пластинкам и к более реалистичному звуку. Так например, английский изобретатель Блюмлейн и исследователи американской фирмы "Bell Telephone Laboratories" (под руководством д-ра Флетчера) почти одновременно продемонстрировали в 1933 г стереофоническое воспроизведение звука головными телефонами, в основе которого лежало воспроизведение "бинаурального" звука. Так например, 25 апреля в Вашингтоне в зале Конституции воспроизводился концерт филадельфийского оркестра, транслируемый из музыкальной академии в Филадельфии с использованием трехканальной системы. Правда, следует отметить, что в книге Оффенхаузера есть упоминание о том, что еще якобы в 1881 г в Парижской опере применялись два отдельных микрофонных и телефонных канала.
      В дальнейшем система стереофонии улучшалась многими исследователями. Например, американец В.Сноу в 1936 г получил патент на использование группы громкоговорителей, из которых высокочастотные размещались в центре, а низкочастотные - на краях. Чуть позднее, американец Б.Богерт зарегистрировал свое изобретение на использование дополнительного третьего канала, от которого сигнал через цепь задержек подавался на громкоговоритель, расположенный в середине.
      В апреле 1941 г в американском журнале "Electronics" был описан метод получения стереофонической записи на обыкновенной пластинке: запись двух полос - одной по внешнему, а другой по внутреннему краю канавки - производились при помощи двух режущих головок. А воспроизведение звука осуществлялось двумя звукоснимателями. Двумя годами позже в этом же журнале была предложена схема, при помоши которой можно было разделить звуковой сигнал на высокие и низкие частоты, для того чтобы создать иллюзию стереофонии (т.н. псевдостереофония).
      В 1941 г основатель компании "Electro-Voice" Альберт Кан (его радиолюб. позывные, начиная с 1921 г и - в течении жизни: 9BBI, op.HV1CN, J37M, G5BBF, GW5BBF, K4FM/KL7, K4FM/V4, W8DVS, XE0DUS) [1906-?] изобретает дифференциальный микрофон с подавлением шумов.
      В ноябре 1945 г Пол В.Клипш опубликовал специальную схему для возбуждения высочастотного и низкочастотного громкоговорителей от одного усилителя (неравномерность характеристики в которой не превышала 2 дБ в пределах от 30 до 10000 Гц).
      В марте 1945 г американская фирма "RCA" выпустила проигрыватель с автоматической сменой пластинок, работавший со скоростью 45 об/мин и при производстве которых был использован для стереофонической записи метод 45/45 (один канал записывался на внутренней стенке канавки при движении под углом в 45 град., а другой - на наружной при движении также под углом в 45 град.). Однако качество большинства этих первых стереопластинок было плохим, т.к. имелись механические дефекты, которые сказывались на появление перекрестных связей между каналами (метод 45/45 полностью вытеснил поперечно-глубинной метод записи только в 1957 г).
      Тем временем отрасль, выпускающая аппаратуру для воспроизведения граммзаписей, была на пороге революционных изменений. В июне 1948 г сотрудники американской фирмы "Columbia Broadcasting System Laboratories" Питер Голдмарк, Рин Спенванджерс и Уильям Бахман сообщили о создании новой долгоиграющей пластинки. Этот диск, рассчитанный на скорость воспроизведения 33 1/3 об/мин, мог звучать до 50 мин, тогда как время звучания пластинки, рассчитанной на скорость 78 об/мин, составляло только 8 мин (канавки новой пластинки имели ширину 66 мкм, а у пластинки на 78 об/мин - 150 мкм; радиус канавки был 5 мкм против 38, т.е. эта долгоиграющая пластинка содержала в среднем 10,2 дорожки/мм по сравнению с 4 дорожками/мм у обычной пластинки). Ключом к успеху оказалось использование винилитового пластика, нового эффективного и лeгкого тонарма, а также усовершенствования в механизме привода проигрывателя.
      Следует отметить, что такие долгоиграющие пластинки выпускались и ранее (в начале 30-х гг - для нужд военного ведомства и для озвучивания кино), но не смогли в то время дойти до массового потребителя из-за сложности нарезки канавки с достаточно малым шагом и возникшими проблемами по шумам и искажениям.
      Определенные усовершенствования и нововведения были сделаны в схемах и конструкциях самих электропроигрывателей и усилителей (в основном - благодаря появления транзисторов), микрофонов и динамических громкоговорителей (благодаря внедрению новых технологий и материалов).
      Впечатляющие успехи были достигнуты в совершенствовании аппаратуры записи на магнитную ленту. Так например, в июне 1955 г фирма "RCA" сообщила о создании экспериментального цветного видеомагнитофона.
      Резко продолжало возрастать и производство бытовых звуковых магнитофонов (например, только в США - с 255 тыс. в 1954 г до 700 тыс. в 1959 г).
      Радикальное улучшение качества записи и воспроизведения звука и выпуска соответствующей БРЭА и ее основных компонентов и узлов способствовало, в свою очередь, развитию контрольно-измерительной аппаратуры. Но это уже другая история ...

Литература


1. "Труды Института радиоинженеров - ТИРИ" (Proceedings of the IRE) ["ИЛ"; М.; 1962, две части (1517 c.)].
2. "Электроника: прошлое, настоящее, будущее" (Пер.. с анг. под ред. чл.-кор. АН СССР В.И.Сифорова ["Мир"; М.; 1980 (296 с.)].
3. БСЭ (третье изд.). ("СЭ"; М.; 1970-1978: т.7 (с.243-244), т.23 (с.389).
4. "ANTIQUE RADIO" [#19/1997 (p.44)].
Источник:
qrz.ru